Саморегулирование строительной деятельности

  • admin
  • Комментариев нет
Саморегулирование строительной деятельности
  • Изображение: Саморегулирование строительной деятельности

Строительство сегодня является важнейшим сегментом экономики России, от которого зависит безопасность страны и ее граждан. В проектировании, подготовке и проведении строительных работ участвует много организаций.

Однако строительная деятельность последние годы практически не регулируется, а механизм лицензирования видов строительной деятельности не оказал должного воздействия на эффективность функционирования отрасли.

За годы рыночной экономики в строительной сфере накопилось большое количество проблем, происходили грубейшие нарушения строительных норм и правил, которые привели к ряду значительных аварий на объектах нового строительства, к различным техногенным катастрофам (обрушение Трансвааль парка, Басманного рынка, нескольких спортивных залов в различных регионах страны и др.), повлекшим за собой большие жертвы.
Сегодня отмечаются массовые нарушения обязательств строительных организаций перед потребителями по долевым схемам финансирования, что сопряжено с массовыми возмущениями граждан, недовольство которых «в порядке благотворительности» вынуждены гасить бюджеты соответствующих уровней.
В этих условиях необходимо развивать все механизмы правовой ответственности — гражданской, уголовной и административной. Вместе с тем следует создать в отрасли эффективный и четкий механизм материальной ответственности как дисциплинирующий фактор для всех участников строительного процесса.
В 2004 г. Градостроительный кодекс РФ был дополнен статьей «Саморегулируемая организация и аттестация лиц, ответственных за проектирование и строительство».
Строительная отрасль на макроэкономическом уровне является сферой материального производства, которая состоит из взаимосвязанных составных элементов и объектов с определенными свойствами и качествами. Саморегулирование — достаточно сложная модель управления, с широким взаимодействием субъектов рынка на различных уровнях — федеральном, территориальном, межотраслевом и непосредственно на уровне предприятий. Каждый элемент системы имеет свои формализованные критерии, связанные с его местом в структуре, интересами, информацией, поступающей сверху и снизу. При проектировании организационных структур управления СРО необходимо ясно обозначить задачи и методы их решения, определить возможные последствия и ожидаемую эффективность.
Государство может регулировать отношения между участниками строительства как само (посредством использования механизма лицензирования), так и через иные формы (например, саморегулирование).
По-видимому, механизму лицензирования следует предпочесть институт саморегулирования. Тысячи сотрудников лицензионного центра технически не в состоянии контролировать ситуацию заказа строительной компании, так как число организаций, обладающих лицензиями на осуществление строительной деятельности в стране, на сегодняшний день составляет более 249 тыс. Кроме того, чиновник в своей работе не всегда руководствуется добросовестностью и общественным интересом.
Таким образом, введение механизма корпоративной солидарной материальной ответственности создает более предпочтительную альтернативу системе государственного лицензирования. Надзор за действиями членов саморегулируемой организации становится более объективным, так как в режиме ответственности за каждого из членов корпорации саморегулируемая структура объективно вынуждена создавать эффективные механизмы надзора и контроля. В случае нарушения обязательств одним из членов корпорации отвечать за неисполнение придется всем вместе.
Такой механизм успешно работает во многих странах и не только в строительстве. Отечественные специалисты на основе обобщения мировой практики разработали свой вариант саморегулирования и инструментарий к нему.
Основным инструментом системы саморегулирования является компенсационный фонд, выступающий гарантом исполнения обязательств перед потребителем.
Саморегулируемые организации, наделенные предлагаемым правовым потенциалом, будут более эффективны с точки зрения контроля на рынке, прежде всего в связи с использованием механизма коллективной ответственности. Для потребителя система саморегулирования также выгодна, поскольку риски при инвестировании будут компенсироваться страховой ответственностью, как самих строительных организаций, так и корпоративно саморегулируемой организации.
Становление института саморегулирования не упраздняет, а дополняет государственное регулирование. В то же время по отдельным направлениям, таким, как строительный надзор, необходимо усиливать именно государственное регулирование.
Государство оставляет за собой функции надзора только за обязательными требованиями технических регламентов, то есть за требованиями безопасности. Функции надзора за исполнением необязательных требований технических регламентов, то есть за характеристиками качества, отданы на откуп технадзору заказчика и саморегулируемым строительным организациям. При этом надзор становится не карательным, а обеспечивающим профилактические меры по предупреждению различных изъянов в сфере качества продукции.
На саморегулируемые организации следует также возложить функции технических союзов, которые обеспечивали бы не только прогнозирование и финансирование, но и контроль за реализацией работ в области научных исследований, создания нормативных документов по качеству строительных объектов.
Часто утверждается, что взамен лицензирования будут действовать технические регламенты. Следует напомнить, что лицензия подразумевает требования к исполнителям, а технический регламент — требования к зданиям, сооружениям, процессам, и эти понятия являются абсолютно разными предметами государственного регулирования.
Передавать функции государственного регулирования саморегулируемым организациям (СРО) в ближайшее время нецелесообразно, поскольку отсутствуют законодательные основы взаимоотношений государства и бизнеса в целом и в строительной отрасли в частности.
Предстоит выполнить оценку юридических, организационных, экономических и социальных аспектов функционирования СРО. Поэтому многие ученые и практики считают, что следует сохранить государственное лицензирование как одну из форм государственного регулирования инвестиционностроительной деятельности.
К основным функциям СРО относятся: разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности для своих членов, обеспечение соблюдения ими законодательства и привлечение членов СРО к ответственности за их нарушение. Также она будет ходатайствовать о выдаче лицензий на осуществление отдельных видов работ перед лицензирующим органом. При этом принципиальные функции регулятора рынка остаются за государством: выдача лицензий, проверка деятельности саморегулируемых организаций, ее членов и защита интересов населения. Как представляется, именно саморегулируемые организации и лицензирующие органы должны работать в тесном взаимодействии.
Поскольку создание строительного продукта осуществляет значительное количество функционально взаимосвязанных организаций (изыскателей, проектировщиков, строителей, монтажников, поставщиков продукции, стройиндустрии, заказчиков, надзорных органов), при образовании СРО следует исходить из принципа единства инвестиционно-строительного комплекса при возведении зданий и сооружений — от проведения изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ до ввода объекта в эксплуатацию. Важно определить функции, место и роль такой организации на всех стадиях строительного процесса. Нецелесообразно создавать СРО по отдельным видам деятельности, поскольку в случае нарушения безопасности или низкого качества работ при строительстве объекта, чтобы найти виновника заказчику придется иметь дело с многочисленными саморегулируемыми организациями, а для рядового потребителя это станет невыполнимой задачей. Вызывает беспокойство и территориальный принцип построения СРО. Субъектам предпринимательства при получении заказа в другой области невольно придется вступать в очередную саморегулируемую организацию, поэтому следует продумать и четко сформулировать принцип межтерриториальных отношений различных СРО.
Систему СРО необходимо вводить поэтапно, последовательно принять базовый Закон «О саморегулируемых организациях», постановления Правительства РФ, разработать методики и нормативы, подготовить стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности; определить правовые нормы границ солидарной ответственности членов СРО за качество и безопасность строительной продукции, разработать и принять правовые нормы выплат из компенсационного фонда потребителям строительной продукции за нанесенный имущественный вред.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.
Будьте уважительны к авторам публикаций!

Оцените эту запись:

Комментарии закрыты.