Стадии стройгенплана

  • admin
  • Комментариев нет
Стадии стройгенплана
  • Изображение: Стадии стройгенплана

Завершения строительства должен учитывать доступность площадки для граждан, не связанных со строительными процессами и в этой связи повышенную опасность для них и личного транспорта горожан. Особое внимание уделяется последовательности демонтажа временных зданий, навесов, складов, устройств, связанных со строительно-монтажными процессами, включая пункты мойки колес, мачты освещения и временное ограждение строительной площадки. Эти работы выполняются параллельно с работами по благоустройству прилегающей территории, но различными организациями и важно не только скоординировать их деятельность, но и обеспечить безопасность в зоне работ, в т. ч. для лиц, не связанных со строительством или реконструкцией. Могут быть использованы переносные инвентарные ограждения, переносные мачты временного освещения опасных зон, установлены щиты с предупреждением об опасности для пешеходов. Во время производства работ выделяются дежурные, ответственные за безопасность на соответствующем участке строительной площадки.

Проект производства работ или Проект производства реконструкционных работ на промышленных объектах помимо Строительного генерального плана всей строительной площадки, т. е. прилегающей к промышленному корпусу территории, включает план цеха (на различных отметках). Это позволяет акцентировать внимание на условиях производства работ при ограничении пространства каркасом и наружными стенами, а при реконструкции — стропильными и подстропильными фермами, подкрановыми балками. На план наносятся оси инженерных сетей, подземных лотков, тоннелей, а также координаты смотровых колодцев, шахт, тепловых пунктов. В экспликациях на плане или на отдельных листах пояснительной записки приводятся технические характеристики сетей, отметки их заложения и дополнительные данные, позволяющие использовать строителям и монтажникам при реконструкционных работах.

Скоротечность, параллельное производство различных видов работ, совмещенность многих процессов по вертикали и предельное сокращение в пространстве зон работы основных строительных машин вызывает необходимость разработки нескольких строй генпланов с интервалами во времени от нескольких суток до двух-трёх месяцев. Эти интервалы диктуются графиком производства работ. На планах выделяются и привязываются проезды строительного автотранспорта, указываются согласованные с руководством и диспетчерской службой Заказчика (основного производства) временные интервалы использования железнодорожного транспорта предприятия и мостовых кранов для перемещения строительных конструкций, материалов, а также для удаления демонтируемых и разрушенных конструкций. Если по условиям безопасности необходимо указываются временные интервалы движения строительного и производственного транспорта и пешеходных потоков. Проезды строительного транспорта намечаются таким образом, чтобы в максимальной степени избежать пересечений с пешеходными потоками.

Проезды строительного транспорта могут быть организованы по шпальным настилам, временным эстакадам. Настилы укладываются на подсыпки из песчано-гравийной смеси толщиной достаточной, чтобы избежать повреждений полов и рельсовых путей основного производства. В зоне котлованов для исключения обвалов грунта и обрушений конструкций каркаса промышленного здания временные автомобильные дороги могут проходить по эстакадам с подпорными стенками. Если реконструкция производится на отдельном блоке промышленного корпуса и кольцевой проезд строительного транспорта невозможен, должны предусматриваться площадки для разворота автомобилей, в т. ч. с прицепами-длинномерами. В пояснительной записке приводятся расчеты инженерных конструкций временных дорог, сечения полотна и временных подсыпок, а также решения по удалению атмосферных осадков, предотвращению обледенения полотна и рельсового пути.

Если для удаления обломков разрушенных конструкций и других сыпучих и мелкокусковых материалов, а также для подачи песка, щебня или других материалов для обратной засыпки пазух, устройства оснований под полы т.п. предусмотрен конвейерный транспорт, на строй генплане указываются оси транспортеров, координаты в плане и отметки по вертикали станций перегрузки, накопительных бункеров или площадки временных отвалов вне цеха или внутри его.

Чрезвычайная стесненность производственных зон вызывает необходимость детальной проработки площадок складирования новых конструкций и материалов, технологического оборудования, а также мест хранения оснастки.

Размещение минимально необходимого комплекта временных инвентарных зданий в производственной зоне или вблизи её не должно создавать затруднений в работе строительных машин. В то же время следует стремиться к наименьшему количеству перемещений таких зданий Бытовые городки из инвентарных зданий могут быть расположены вне реконструируемого цеха, в том числе на некотором расстоянии от него, но одновременно предусматривается доставка рабочих от бытовых помещений к рабочему месту на автобусах (это относится и к обеденному перерыву). Наиболее рациональным вариантом является временное использование бытовых помещений основного производства.

Повышенное внимание при разработке Строительного генерального плана и технологических карт уделяется пожарной безопасности. Если отсутствуют постоянные системы автоматического пожаротушения основного производства, предусматриваются временные пожарные водопроводы, накопительные ёмкости воды вне цеха и средства тушения огня в производственных зонах. Хранение горюче-смазочных материалов должно быть организовано вне помещений цеха. Все мероприятия по тушению пожара учитывают затруднения для работы пожарных расчетов основного производства и городской службы.

Одним из примеров является производство реконструкционных работ многоэтажного промышленного здания, расположенного на Рязанском пр. в г. Москве, с крайне стесненной дворовой территорией. До реконструкции в корпусе располагалось производство точного машиностроения. Между производственными цехами на четырех этажах высотой более 6,0 м располагались технические этажи высотой 2,2 м. Реконструкция предусматривала изменение объемно-планировочных решений, вместо высокого производственного этажа и технического этажа решено было устроить два этажа высотой более 4,0 м. Предусматривалась надстройка верхнего девятого этажа и устройство подвального помещения за счет замены свайных фундаментов на свайно-плитные. Изменение отметок рабочих перекрытий потребовало изменения разрезки наружных ограждающих конструкций, устройства новых оконных поемов и закладки отдельных существующих проемов.

Специальные технологические решения разрабатывались для демонтажа перекрытий технических этажей, устройство опор для новых производственных этажей, разрабатывалась технология отрывки подвального помещения, устройства монолитных железобетонных перекрытий. В Приложении 4.6 — технологическая карта демонтажа наружных панелей на реконструкции этого объекта.

Для снижения загрязнений воздуха в действующем цеху зону производства строительно-монтажных работ отделяют временными перегородками или занавесями из брезента. Такие конструкции крепят к стропильным фермам и колоннам каркаса, а также к дополнительным элементам. В ППРр приводятся рабочие чертежи нестандартной оснастки и схемы и узды крепления разделительных перегородок. Со стороны действующего производства могут устанавливаться тепловые пушки, создающие небольшое избыточное давление воздуха и перемещение воздушных потоков из действующего цеха в рабочую зону строителей. Участки, на которых производится монтаж технологического оборудования, установка средств автоматики и телеметрии, изолируются от остального пространства путем устройства «чистых боксов» — временных помещений из плоских панелей с металлическим каркасом и обшивкой фанерными или гипсокартонными листами. Соединение панелей осуществляется на стальных саморезах или винтах, уплотнение стыков обеспечивается монтажной пеной. Для прохода монтажников и наладчиков устанавливаются шлюзы, в которых могут располагаться гардеробные и умывальники.

В боксах обеспечивается невысокое избыточное давление воздуха (около 0,001 Мпа) за счет наддува вентиляторами. Воздухозабор производится на чистых в санитарном отношении территориях предприятия. Перед попаданием в бокс воздушный поток проходит дополнительную очистку в фильтрах. Боксы должны быть оборудованы средствами тушения пожара и автоматической системой оповещения о задымлении или возгорании, сигнал о такой ситуации должен поступать на пульт дежурного пожарной службы предприятия. Рабочие чертежи элементов боксов и схемы их сборки являются составной частью ППРр.

Целевая задача технологов при составлении календарного плана работ — достижение максимальной прибыли всеми участниками инвестиционного проекта. Основой для расчетов являются региональные сметные нормы и ЕниР. Однако эти документы позволяют получить затраты времени и других ресурсов для планирования работ в первом приближении. Строительство или реконструкция объектов в крупных городах протекает в стесненных условиях, под воздействием многих неблагоприятных факторов и ограничений, вызванных жизнедеятельностью самого города и потому эксплуатационные показатели техники, скорости движения специализированного автотранспорта, производительность труда рабочих порой оказываются ниже нормативных. Дополнительные затраты вызываются обязательными требованиями техники безопасности, санитарными правилами, а также специфическими требованиями Государственной автоинспекции, Административно-технической инспекции.

Проектные и подрядные организации, работающие на строительном рынке несколько лет, накопили фактические данные о затратах всех видов ресурсов. Этот банк данных постоянно пополняется и позволяет достаточно уверенно ориентироваться на стадии составления бизнес-планов и заключения инвестконтрактов. В крупных городах при департаментах строительства организованы службы ценообразования и нормирования, которые отслеживают динамику изменения фактических затрат на объектах различного отраслевого назначения, учитывают изменения цен на рынке материалов, тарифов и услуг, а также влияние показателей инфляции. На основании всестороннего учета факторов, влияющих, прежде всего на сметные нормы, такие службы оперативно подготавливают сборники поправочных коэффициентов к базовым показателям.

Календарный план представляет собой систему графиков, по оси абсцисс которых указываются контролируемые отрезки времени, соответствующие выполнению отдельных строительно-монтажных процессов. Работ, возведение отдельных конструктивов, частей зданий и сооружений. Перечень этих процессов, работ размещается в виде вертикальной колонки. Таким образом, графически наглядно иллюстрируется последовательность выполнения работ, их интенсивность, общие трудовые затраты, продолжительность эксплуатации строительных машин, комплектов оснастки и механизированного инструмента, движение материальных ресурсов, потребление различных видов энергии, потребность в финансовых ресурсах. Линейные графики позволяют представить совмещение во времени и пространстве отдельных работ.

По оси абсцисс наряду с временной шкалой могут быть отмечены события начала и завершение работ на определенных конструктивах и частях зданий, указания относительно фирм, участвующих в реализации той или иной части проекта. На линейном графике различными условными обозначениями могут выделяться резервные временные отрезки, позволяющие повысить надежность проекта. Условными обозначениями могут быть показаны резервы материальных ресурсов, строительной техники и оснастки, места их складирования или базирования, сроки начала использования на конечных этапах строительства или реконструкции.

Для объектов с большим объёмом различных работ, большой номенклатурой инженерного и технологического оборудования, а также для объектов, в состав которых входит несколько зданий, сооружений, коммуникационных сетей и пр. Календарный график строительства или реконструкции выполняется в виде двух или трёх ступенчатой иерархической структуре: более общий — с перечислением отдельных зданий, сооружений, коммуникаций, крупных конструктивов зданий выполняется для всего объекта и служит иллюстрацией хода реализации проекта в целом; календарные графики для отдельных зданий, сооружений, коммуникаций позволяют контролировать ход выполнения каждого вида работ, оперативно принимать решения по обеспечению строительно-монтажных процессов необходимыми ресурсами. Может разрабатываться и календарный график выполнения отдельных видов работ, если они продолжаются длительное время по захваткам.

На календарном графике обозначаются коды технологических карт, разрабатываемые в составе ППР, ППРр или имеющиеся в банке технологической документации подрядной или инжиниринговой фирмы. Проектные организации, разрабатывающие документацию на здания серийного или многократного применения, одновременно выпускают строительно-технологическую документацию — типовые технологические карты (ТТК). В них содержится пояснительная записка с изложением наиболее эффективного метода работ, схемы расстановки строительно-монтажных машин, специального оборудования, оснастки, перечень механизированного и ручного инструмента. В ТТК излагаются требования по качеству используемых конструкций, деталей, материалов (входной контроль) и требования к качеству готовой продукции. Детально излагаются параметры и последовательность выполнения операций и простых процессов, входящих в комплексный. Детально излагаются требования по безопасному производству работ, в т. ч. эксплуатации строительной техники, соблюдению санитарных норм.

В советский период гипертрофированного применения унифицированных объёмно-планировочных и конструктивных решений в строительстве была сделана попытка разработки типовых технологических карт на отдельные условные конструктивы, например, на выполнение работ по укладке 100–1000 м³ бетона или кирпичной кладки, устройства проходных тоннелей протяженностью 100–1000 м и т. п. В таких картах не учитывались особенности конкретной стройки, времени производства работ, наличия техники в парке управлений механизации или Генеральной подрядной организации. Всё это предлагалось учитывать в процессе привязки к конкретным условиям. В конечном счете, практическая польза от Типовых технологических карт свелась к нулю.

При разработке конкретных технологических карт исходят из планировочных и конструктивных решений объекта, применяемых материалов, инженерного оборудования, использования стандартной и нестандартной оснастки, температурных режимов, заданного временного отрезка на реализацию процесса. При реконструкции объектов усложняется эксплуатация строительных машин — ограничиваются углы поворота стрел, высота подъёма рабочих органов, перемещения машин на новые позиции. Строительство в стесненных условиях городских кварталов или реконструкция объектов в городе связаны с ограничениями складских площадок. Особая проработка технологии требуется при демонтаже конструкций, временному закреплению конструкций или частей здания при частичном обрушении стен, элементов каркаса, замене перекрытий, замене стропильных систем крыши и различных видов кровли.

В разделе технологической карты «Материально-технические ресурсы» приводят потребность в оснастке, инструменте, средствах метрологического обеспечения, а также потребность в конструкциях, деталях, строительных материалах. Эти данные подаются в табличной форме, но дополнительная информация о потребности в ресурсах различных временных отрезках может содержаться в графиках выполнения строительных процессов. Такие графики в составе технологической карты разрабатываются с точностью до смен, а в некоторых случаях — с почасовым расчетом. Содержащиеся в картах рекомендации по технологическим режимам (влажности поверхности и конструкции в целом, температуры растворов, бетонов, клеев, пропиток, выдержки конструкции до эксплуатационной нагрузки и т. п.) приводятся с точностью до 2–4%, 1–2 градусов, 10–20 минут.

В каждой технологической карте должны содержаться требования по безопасному производству работ и соблюдению санитарных норм. Они не должны повторять общие положения, приводимые в разделе «Техника безопасности и производственная санитария» Проекта производства работ или реконструкции. В Технологической карте приводятся конкретные технические решения, обеспечивающие устойчивость конструкций и здания, указания по опасным зонам и способам их ограждения, способах предупреждения работников об опасности, принятые на стройке световые и звуковые сигналы предупреждения аварийных ситуаций. В технологических картах приводятся схемы подводки временного электропитания, освещения, подводки сжатого воздуха, промышленных газов.

Приводятся схемы прокладки временных воздуховодов для удаления пыли и отсоса взвесей лакокрасочных материалов, растворителей. На картах должны указываться места расположения щитов с противопожарным оборудованием и инструментом, пути эвакуации работников при возникновении пожара или аварийных ситуаций.

В состав технологической карты входят калькуляции трудовых затрат на выполнение отдельных операций или всего комплекса работ. При отсутствии накопленного ранее опыта выполнения аналогичных работ в условиях действия договорных цен, калькуляция трудовых затрат может быть предметом согласования представителей работодателя и трудового коллектива. Одновременно должны согласовываться требования к качеству выполнения работ.

Большой массив Проектов производства работ при строительстве различных новых и реконструкции существующих объектов и технологических карт разработан в лаборатории технологического проектирования МГСУ. Это позволяет ее специалистам оказывать инжиниринговые услуги строительным организациям оперативно, квалифицированно и на выгодных для заказчика договорных условиях.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.
Будьте уважительны к авторам публикаций!

Оцените эту запись:

Комментарии закрыты.