Асфальтовые растворы и бетоны (асфальтобетоны) — материалы, получаемые при уплотнении рационально подобранной смеси битума, минерального порошка и заполнителей. В качестве заполнителей служат песок и щебень или гравий. В асфальтовых растворах (песчаных асфальтобетонах) заполнителем служит только песок.
В зависимости от температуры смеси асфальтобетоны разделяют на горячие, теплые и холодные. Горячие укладывают при температуре массы не ниже 120 °С, теплые — 60 °С. Холодные асфальтобетоны имеют температуру массы 25—30 °С; их укладывают при температуре окружающего воздуха не ниже 10 °С.
Для получения горячих асфальтобетонов применяют вязкие битумы марок БНД 90/130, БНД 60/90 и БНД 40/60, для теплых -— более мягкие или жидкие битумы, а холодных — только жидкие битумы. Горячие и теплые асфальтобетоны приготавливают крупнозернистыми (размер зерен до 40 мм), среднезернистыми (до 20 мм), мелкозернистыми (до 15 или 10 мм) и песчаными (до 5 мм). Холодные асфальтобетоны бывают, как правило, только мелкозернистыми или песчаными. В теплых и холодных асфальтобетонах формирование структуры протекает значительно медленнее, чем в горячих. Для холодных асфальтобетонов характерна меньшая прочность и деформативная устойчивость, особенно при высоких температурах. Положительной особенностью холодных асфальтобетонов является способность длительно сохранять рыхлость смеси (до 10 месяцев).
К заполнителям асфальтовых бетонов предъявляются примерно такие же требования, как к заполнителям цементных бетонов. Минеральный порошок улучшает основные свойства асфальтобетонов, связывая битум и улучшая его структуру. В качестве минеральных порошков применяют обычно тонко измельченные карбонатные породы—известняки, доломиты, а также металлургические шлаки, золу каменного угля, цементную пыль и пр. При подборе состава асфальтобетона необходимо, чтобы гранулометрический состав минеральной части обеспечивал максимальную плотность смеси.
Плотные асфальтобетоны имеют остаточную пористость 2,5— 5%, пористые — 5—10%. По консистенции смеси в момент укладки различают жесткие, пластичные и литые асфальтобетоны. По производственному назначению асфальтобетоны разделяют на дорожные, аэродромные, гидротехнические, декоративные и пр. В мелиоративном строительстве для литой и штукатурной гидроизоляции, противофильтрационных экранов, облицовок каналов применяют горячие плотные гидротехнические асфальтобетоны. Теплые и холодные смеси применяют для устройства оснований и нижних слоев покрытий. Для устройства литой и штукатурной гидроизоляции применяют асфальтовые растворы, изготовленные из смеси битумов, минерального порошка и песка. Песок должен быть чистым, содержащим отмучиваемых частиц не более 3% по массе. В песке не должно быть зерен крупнее 2,5 мм, а содержание зерен мельче 0,14 мм должно быть не более 15%. Необходимый модуль крупности песка 1,5—3. Для повышения теплоустойчивости и динамической прочности в состав штукатурных асфальтов вводятся коротковолокнистый асбест и полимерные добавки.
Одним из главных показателей качества асфальтобетонов является предел прочности при сжатии, определяемый испытанием образцов-цилиндров при 0; 20 и 50 °С. Отношение прочности при нормальной температуре к прочности при 50°С. характеризует теплостойкость, а к прочности при О °С — деформативную способность и трещиностоикость при пониженных температурах.
Для асфальтобетонов нормируются также водостойкость, водопоглощение и набухание. В отличие от обычного дорожного гидротехнический асфальтобетон должен иметь повышенную водонепроницаемость, водоустойчивость, теплоустойчивость, химическую стойкость, эластичность. Содержание битума и минерального порошка в нем на 1—2 % больше, чем в дорожном.
Асфальтовые смеси изготавливают на специализированных предприятиях, откуда их в горячем, теплом или холодном состоянии доставляют к месту работ.
Производство горячих асфальтовых смесей включает сушку и подогрев до 200 °С заполнителей, разделение их на фракции, помол и подогрев минерального порошка, расплавление битума в варочных котлах при температуре около 170 °С, дозирование и тщательное перемешивание компонентов. Технологический процесс приготовления холодных асфальтовых смесей отличается только температурным режимом.
При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.
Будьте уважительны к авторам публикаций!