Асфальтовые растворы и бетоны

  • admin
  • Комментариев нет
Асфальтовые растворы и бетоны
  • Изображение: Асфальтовые растворы и бетоны

Асфальтовые растворы и бетоны (асфальтобетоны) — мате­риалы, получаемые при уплотнении рационально подобранной смеси битума, минерального порошка и заполнителей. В качест­ве заполнителей служат песок и щебень или гравий. В асфаль­товых растворах (песчаных асфальтобетонах) заполнителем слу­жит только песок.

В зависимости от температуры смеси асфальтобетоны разде­ляют на горячие, теплые и холодные. Горячие укладывают при температуре массы не ниже 120 °С, теплые — 60 °С. Холодные ас­фальтобетоны имеют температуру массы 25—30 °С; их укладыва­ют при температуре окружающего воздуха не ниже 10 °С.

Для получения горячих асфальтобетонов применяют вязкие битумы марок БНД 90/130, БНД 60/90 и БНД 40/60, для теплых -— более мягкие или жидкие битумы, а холодных — только жидкие битумы. Горячие и теплые асфальтобетоны приготавли­вают крупнозернистыми (размер зерен до 40 мм), среднезернистыми (до 20 мм), мелкозернистыми (до 15 или 10 мм) и пес­чаными (до 5 мм). Холодные асфальтобетоны бывают, как прави­ло, только мелкозернистыми или песчаными. В теплых и холодных асфальтобетонах формирование структуры протекает значительно медленнее, чем в горячих. Для холодных асфальтобетонов харак­терна меньшая прочность и деформативная устойчивость, особен­но при высоких температурах. Положительной особенностью хо­лодных асфальтобетонов является способность длительно сохра­нять рыхлость смеси (до 10 месяцев).

К заполнителям асфальтовых бетонов предъявляются при­мерно такие же требования, как к заполнителям цементных бето­нов. Минеральный порошок улучшает основные свойства асфаль­тобетонов, связывая битум и улучшая его структуру. В качестве минеральных порошков применяют обычно тонко измельченные карбонатные породы—известняки, доломиты, а также металлур­гические шлаки, золу каменного угля, цементную пыль и пр. При подборе состава асфальтобетона необходимо, чтобы грану­лометрический состав минеральной части обеспечивал макси­мальную плотность смеси.

Плотные асфальтобетоны имеют остаточную пористость 2,5— 5%, пористые — 5—10%. По консистенции смеси в момент ук­ладки различают жесткие, пластичные и литые асфальтобетоны. По производственному назначению асфальтобетоны разделяют на дорожные, аэродромные, гидротехнические, декоративные и пр. В мелиоративном строительстве для литой и штукатурной гидро­изоляции, противофильтрационных экранов, облицовок каналов применяют горячие плотные гидротехнические асфальтобетоны. Теплые и холодные смеси применяют для устройства оснований и нижних слоев покрытий. Для устройства литой и штукатурной гидроизоляции применяют асфальтовые растворы, изготовлен­ные из смеси битумов, минерального порошка и песка. Песок должен быть чистым, содержащим отмучиваемых частиц не бо­лее 3% по массе. В песке не должно быть зерен крупнее 2,5 мм, а содержание зерен мельче 0,14 мм должно быть не более 15%. Необходимый модуль крупности песка 1,5—3. Для повышения теплоустойчивости и динамической прочности в состав штука­турных асфальтов вводятся коротковолокнистый асбест и поли­мерные добавки.

Одним из главных показателей качества асфальтобетонов яв­ляется предел прочности при сжатии, определяемый испытанием образцов-цилиндров при 0; 20 и 50 °С. Отношение прочности при нормальной температуре к прочности при 50°С. характеризует теплостойкость, а к прочности при О °С — деформативную спо­собность и трещиностоикость при пониженных температурах.

Для асфальтобетонов нормируются также водостойкость, водопоглощение и набухание. В отличие от обычного дорожного гидротехнический асфальтобетон должен иметь повышенную во­донепроницаемость, водоустойчивость, теплоустойчивость, хими­ческую стойкость, эластичность. Содержание битума и минерального порошка в нем на 1—2 % больше, чем в дорожном.

Асфальтовые смеси изготавливают на специализированных предприятиях, откуда их в горячем, теплом или холодном сос­тоянии доставляют к месту работ.

Производство горячих асфальтовых смесей вклю­чает сушку и подогрев до 200 °С заполнителей, разделение их на фракции, помол и подогрев минерального порошка, расплавление битума в варочных котлах при температуре около 170 °С, дозиро­вание и тщательное перемешивание компонентов. Технологиче­ский процесс приготовления холодных асфальтовых смесей отли­чается только температурным режимом.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.
Будьте уважительны к авторам публикаций!

Оцените эту запись:

Комментарии закрыты.